Логотип Опусы

Теракты туристу
не помеха

 Как порох сгорело короткое туристическое лето 2004 года. Вместе с летом горели гостиницы и путевки

Как порох сгорело короткое туристическое лето 2004 года. Вместе с летом горели гостиницы и путевки. Взрывались баки в турецких отелях, переворачивались египетские автобусы, но между тем, по мнению директоров тюменских туристических фирм, летний туристический сезон был на редкость спокойным.

Стабилизация на фоне терактов

Успешность туристического бизнеса зависит от успешности бизнеса в стране в целом – чем лучше живет население, тем удачнее развивается рынок туруслуг. В летнем туристическом сезоне этого года наблюдалась экономическая стабилизация. Террористические акты, которые происходили в течение всего лета, осложняли работу турфирм, но не стали определяющими. Терроризм процветает – потому, что Бен Ладен не беден, будь он неладен. Теракты несколько шатали рынок туруслуг, считает начальник туристического отдела ТЦАВС Лидия Фесенко, но, несмотря на них, количество выезжающих за границу тюменцев увеличивается и рынок крепнет.
По словам директора турфирмы «Планета-тур» Натальи Мироновой, вкусы народа не изменились – как и много предыдущих летних сезонов, все выбирали Турцию. Эта страна оттянула на себя туристов с Кипра – тех людей, которые любили ездить в эту страну, теперь не очень устраивает, что нужно открывать визу. Странное дело – ну, не очень им понравилось это нововведение киприотов?! И вот результат: Кипр стоял пустой по сравнению с предыдущими сезонами. Все лето горела Греция – туристы, которые раньше ездили в эту страну, теперь, возможно, боялись повышения цен в связи с олимпиадой. Греция тоже испытывала недобор все лето. То же самое касается Испании, Франции, Великобритании. Увеличилось количество людей, выезжающих в Великобританию с целью обучения, и уменьшилось количество туристов. Те, кто побывал в этой стране хоть раз, предпочитают ездить в другие страны.

Хватит пороть горючку?

Основной проблемой работы этим летом директор тюменского туроператора «Astra-tour» Светлана Галынская считает введение отдельными авиакомпаниями доплат за горючее: началось это летом, сначала было 5 долларов, потом 7, 10, 15, к концу лета надбавка дошла до 20-30 долларов, а к ноябрю достигла 75 долларов за пассажира. У работников турфирм создавалось впечатление, что кто-то на этом крупно зарабатывает. По мнению Светланы Галынской, вопрос, связанный с увеличением стоимости горючего, решается сегодня нецивилизованно. Поэтому тюменские туроператоры с большим интересом смотрят на московские авиакомпании, потому что они не допускают такой некорректности.

Если перевозчик опасается, что у него могут подняться цены на горючее, пусть сразу закладывает возможные риски в стоимость билетов. Но обсуждать с ним вопрос уже после того, как самолет полетел? Естественно, никто на такие условия не пойдет! В этом году по этой причине «Astra-tour» отказалась от чартера из Тюмени. Авиакомпании, по мнению директора, должны вести бизнес более грамотно и цивилизованно, если наблюдается тенденция к подорожанию топлива.

Новое – это не совсем забытое старое

По мнению директора турфирмы «Тюменьзарубежтур» Натальи Кармановой, в Тюменской области рост благосостояния граждан привел к тому, что большее число людей позволило себе отдохнуть в Анталии. В этом году туроператор открыл новое направление из Сургута до Измира. Этот город на Эгейском море, в западной части Турции, до этого не предлагался на тюменском рынке туруслуг. Из Сургута в Измир этим летом было отправлено шесть самолетов. Причем, половину мест в первом самолете на Измир закупил «Сургутнефтегаз» и «Юганскнефтегаз».

Этим летом была предлагались и другие новые направления – например, турецкий курорт Мармарис (Даламан), но они не нашли поддержки местных отдыхающих. Самые благоустроенные курорты оказались и самыми удачными – Анталия, Алания, Кемер. Эх, все-таки консервативный народ – тюменцы. Им летом – Турцию, а зимой – Египет подавай.

В прошлом году много спрашивали горящие путевки, больше было рекламы по горящим путевкам. А сейчас народ понял, что горит или совсем немного, или вовсе не то, что хочется, и, в принципе, дешевое не может быть качественным.

Ворота с ржавыми замками

«Приезжайте к нам в Тюмень», - приглашают некоторые турфирмы путников, интересующихся сырьевым кладезем матушки-России. «Нет, уж лучше вы к нам», - отвечают те. Тюмень, конечно, не Магадан, но сюда тоже никто не рвется – ворота в Сибирь отпугивают гостей ржавыми замками и подгнившей древесиной.
Семь лет занимающаяся внутренним туризмом Наталья Карманова отмечает, что он всегда в минусах: затраты всегда выше прибыли. Фирмы, занимающиеся внутренним туризмом, не находят должного отклика ни у администрации, ни у чиновничьих служб, ни у тюменской епархии. Гостиница «Кволити» пыталась организовать экскурсионные туры по Тюмени, но неудачно. Если бы со стороны администрации шла даже не финансовая подпитка, а организационная поддержка, дело бы сдвинулось с мертвой точки.

По въездному туризму конкуренции нет никакой. «Югорская долина» из Ханты-Мансийска при поддержке местной администрации предложила необычные программы, но даже это не привлекло туристов из-за рубежа. Наиболее перспективным все-таки считается выездной туризм, связанный с пляжным отдыхом.

Очень маленький региончик

Каких-либо структурных изменений на туристическом рынке области в этом году не происходило. Тюменский рынок давно поделен: на нем работает около 200 фирм. Незанятых ниш в Тюмени нет – свято место пусто не бывает, ориентируются все очень быстро. В Тюмени нет московских, петербургских и иностранных операторов. Редкое исключение – екатеринбургская турфирма «Пальма-турс», второй год не очень успешно работающая на местном рынке. По мнению Натальи Кармановой, любой завоеватель (крупный туроператор) приходит на рынок только в том случае, если он видит, что какой-то местный туроператор развил новое направление. И тогда он приходит и, демпингуя, захватывает направление. Если он видит, что регион не развивает новых направлений, он относится к этому региону очень осторожно.
Северяне предпочитают летать за границу через Екатеринбург. К тому же, летать через Екатеринбург и удобней: например, из Сургута на Тюмень летает только «UTair», а цены примерно такие, как если из Сургута лететь до Москвы. Очень маленький региончик, очень маленький город и мы им не очень интересны, объяснила причину отсутствия серьезных конкурентов Наталья Миронова.
Проблемой регионального рынка туруслуг Наталья Карманова считает то, что в Тюмени до сих пор нет туристического клуба, которые есть в некоторых других регионах. А новое направление не местном рынке можно делать только объединившись.

Нам бы до весны продержаться

Прогноз на зимний сезон директора местных турфирм делают очень осторожный. Они предполагают, что количество туристов по сравнению с прошлым и позапрошлым годом существенно не увеличится. Главная причина, которая сдерживает развитие местного рынка туруслуг, по мнению многих, в том, что не увеличивается количество авиарейсов из Тюмени. Ну, нет у наших авиалиний желания или технической возможности работать на тюменском рынке, считают они.
ВВ зимнем туристическом сезоне очень трудно предсказать и спрос. Вот объявят в Таиланде куриный грипп, и сразу будет отток клиентов. Два новых направления планирует «Планета-тур» - в Чехию на новогодние праздники и в Гоа три рейса, но ни по тому, ни по другому пока не подтверждены самолеты. Основную ставку местные турфирмы все-таки делают на лето, ведь лето – самый активный сезон. Эх, а все-таки жаль, что работникам турфирм нельзя как медведям впасть в спячку до весны. Впрочем, некоторые турфирмы-подснежники так и делают.

© Сергей КУЗНЕЦОВ
«Вечерняя Тюмень»



Вернуться на главную страницу!

 


Написать автору
Hosted by uCoz